Первые
люди появились на островах еще в 10 веке. С тех пор много воды утекло и
много событий произошло. Датой возникновения Монастыря некоторые
историки считают 960 год. Якобы в Монастыре хранились мощи святых Сергия
и Германа, считавшихся основателями обители.По сохранившимся церковным документам, в 1163 году, предвидя
нападение шведских войск, монахи перевезли мощи святых в Великий
Новгород, а в 1179 вернули их на остров, закопав на вершине скалы. Есть
другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на
границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали
Новгороду.
Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. За свою
историю, острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. В
1240 году, шведы полностью уничтожили оборону на островах. Их остановил
князь Александр Ярославович, которого после этой битвы прозвали Невским.
В начале 17 века, конкретнее, в 1611 году, шведы вновь осадили
северо-запад Руси. На их пути снова оказался Монастырь. Шведские полки
разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия
практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение Шведам.
Восстановили Монастырь по прошествии ста лет, в 1715 году, по приказу
Петра Первого. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская
церковь, колокольня и хозяйственные постройки. В середине 18 века
Монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в
государственную казну. В результате, Монастырь пришел в упадок.
Двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда, наконец, в
1785 году, его было решено возродить, на этот раз, он должен был стать
каменным. В конце 18 века, обители были возвращены земли, а к 1801 году
была уже построена центральная усадьба. К слову, следует заметить, что
строительство каменного Монастыря было делом нелегким.
Острова состоят из камня, лопату в землю воткнуть практически
невозможно. Главным архитектором строительства назначили Назария,
иеромонаха Саровской Пустыни. Его помнят на Валааме не только как
руководителя строительства, но и как автора самого строгого
Монастырского Устава, прослужившего до 1944 года. Устав не позволял
попавшим в него покидать остров, поэтому, до начала 20 века, его
использовали в качестве места ссылки для духовных лиц.
19 век считается веком расцвета Монастыря. Во многом, этому
способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в
Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был
назначен настоятелем.
Властвовал Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы,
в частности, отменил отшельничество. При нем было возведено 18 часовен,
основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. В
свое время Монастырь владел крепостными крестьянами, работавшими на
подворьях. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре
выполняли сами монахи.
Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях
фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были
разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей
день. В годы своего расцвета, Монастырь напоминал небольшое государство в
государстве, этакий русский Ватикан. Был здесь свой самодержец,
карательные органы, велось хозяйство, торговля, были собственные
финансы.
К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей.
После революции, в 1918 году, острова вошли в состав Финляндии.
Отделившись от России, Монастырь вошел в число церковных меньшинств,
потому как основной религией в Финляндии было и остается лютеранство.
Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в
Монастыре стали проводится службы на финском языке. Свои плюсы были и в
нынешнем положении монахов. Им удалось избежать репрессий 20-30 годов 20
столетия.
К России острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в
1940 году, во время русско-финской войны. Русские войска разгромили
финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с
собой из Монастыря все самое ценное. Беглые братья приобрели в
Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный
Монастырь, который после Великой Отечественной присоединился к Русской
Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал
принадлежать Финляндии.
Службы на русском языке в Монастыре вскоре проводиться перестали, а в
1981 году умер и единственный, из оставшихся, русских монахов. В 1940
году, на возвращенном России острове, открыли школу боцманов
Военно-морского флота. В годы войны на острове расположился вражеский
гарнизон, который выбили оттуда в 1944 году. После войны, в 1952 году, в
бывшей зимней гостинице при Монастыре, открыли Дом для инвалидов войны,
который вскоре разросся до поселка, занявшего под жилые дома келейные и
хозяйственные постройки.
С 1840-х годов между островом и материком начали ходить пароходы. С
тех пор количество туристов, посещающих Валаам, растет от года к году.
Если в 19 веке остров ежегодно посещали около 8 тысяч человек, то ближе к
концу 20 века, их число достигло уже 130 тысяч.
Такое количество паломников наносит непоправимый вред острову –
жгутся костры, вытаптывается травяной покров, камни и памятники
покрываются надписями. Немного помогло острову создание на его
территории музея-заповедника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий