четверг, 5 марта 2015 г.

Выставка в Фонтанном Доме «Библиотека убитых поэтов»

10 марта состоится экскурсия на выставку
«Библиотека убитых поэтов»
ЛАГЕРЬ – СУДЬБА – БИБЛИОТЕКА - ВЕЧНОСТЬ
В названии этой выставки слова вроде как противоречат друг другу. Отчего «библиотека»? Почему «убитых»? И, особенно резко, – «поэтов». Вместе с тем, все так и есть – в российском двадцатом веке поэтов убивали так часто, что из их книг может быть составлена библиотека. «Чего ты жалуешься, поэзию уважают только у нас — за неё убивают. Ведь больше нигде за поэзию не убивают...», – так говорил своей жене Осип Мандельштам.
История того, как это было, сохранена в мемуарах и исторических исследованиях, но почти не отражена в изобразительном искусстве. Более того, не существует памятника убитым поэтам. Так что петербургский художник Григорий Кацнельсон – едва ли не первый. Впрочем, дело не в порядковом номере, но в том, что его экспозиция (или, как теперь это называется, «проект») говорит нечто важное и по существу.
Надо сказать и о том, что эта выставка неслучайно представлена в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (и создана специально для этого пространства) – Ахматова была одним из центров того круга, который планомерно уничтожался в годы «большого террора». Николай Гумилев, Николай Пунин (Пунин стихов почти не писал, но безусловно был поэтом), Осип Мандельштам – это самые ей близкие. А есть еще далекие, но не чужие – Леонид Канегиссер, Бенедикт Лифшиц, Владимир Нарбут, Даниил Хармс…
Выставка включает в себя не только портреты ушедших творцов, но и обстоятельства их гибели – в центре зала расположено нечто вроде лагерного загона, по форме напоминающего звезду («И скорой гибелью грозит / Огромная звезда», – писала Ахматова в «Реквиеме»). Внутри огороженного пространства стоит стол. Кто тот деревянный человек, что сидит за ним? Может, это свидетель и жертва того страшного времени? Или тот, кто сам отправлял на смерть лучших людей эпохи? Стоит нам сесть на скамью напротив, как ситуация станет совсем сложной. Кто кому задает вопросы – ты ему или он тебе?.. Григорий Кацнельсон решительно сталкивает времена, настоящее у него становится прошлым, а прошлое настоящим… Все было бы совсем печально, если бы не еще один – вечный – план. Он создается цветом – вопреки всему бесстрашно-ярким и независимым в своей красоте. А еще удивительными превращениями. На наших глазах тюремные стены становятся стенками каталожного ящика и обложками книг. Смерть оказывается не только концом, но и началом… Впрочем, библиотека убитых поэтов – это не только продолжение, но и постоянное возвращение, своего рода «храм на крови». Так же как хранящиеся здесь книги – столь же тексты, сколь и судьбы. В данном, самом крайнем варианте, с «точкой пули в своем конце» (Маяковский).

Комментариев нет:

Отправить комментарий